Get Adobe Flash player

Гос. проверки в области труда

           

        1 января 2016 года вступил в силу Трудовой Кодекс Республики Казахстан в новой редакции, положения которого в отдельных его частях кардинально отличаются от старой «версии». В этой статье речь пойдет именно об этих изменениях.

        Как и в старой редакции новый кодекс предусматривает, что уполномоченным органом по контролю за соблюдением трудового законодательства является Министерство труда и социальной защиты населения и соответственно его территориальные подразделения. Что касается Алматы, то уполномоченным органом является Главный государственный инспектор труда и его подчиненные – государственные инспектора труда. Проще говоря, инспекция по труду Департамента труда и социальной защиты населения г. Алматы.

        Неизменными остались и принципы деятельности инспекций. В частности, такая деятельность должна строиться на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод работников, законности, объективности, независимости и гласности.

       Основными задачами государственной инспекции труда являются:

       обеспечение государственного контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства Республики Казахстан;

       обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод работников, включая право на безопасные условия труда;

       рассмотрение обращений, заявлений и жалоб работников и работодателей.

  

Что касается государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, то здесь произошли существенные изменения. Как и прежде форм контроля осталось две – проверка и «иная форма», которая в новом Кодексе называется посещение субъекта контроля.

     Если до 1 января 2016 года порядок проведения проверки регламентировался отдельным Законом, то теперь осуществление проверки должно происходить в соответствии с положениями Предпринимательского Кодекса РК, который, в свою очередь очень детально и скрупулёзно оговаривает виды, формы порядок проверок.

     Так Предпринимательский Кодекс РК предусматривает следующие виды проверок: 1) проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска; 2) выборочные; 3) внеплановые.
      Проверкой, проводимой по особому порядку, является проверка, назначаемая на основе оценки степени риска в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта) с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства (критерии оценки степени риска определены Совместным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 545).
      Выборочной проверкой является проверка, назначаемая в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта) на основе оценки степени риска, по результатам анализа отчетности, результатов иных форм контроля с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

       Хочу сразу оговориться, что основания для назначения данных видов проверок сильно зависят от рода деятельности работодателя и сопряжены, как правило, с проверками безопасности в сфере труда.

       Также для этих видов проверок предусмотрено одно существенное запрещение - запрещается проведение проверок по особому порядку проведения проверок на основе оценки степени риска, выборочных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, в течение трех лет со дня государственной регистрации (кроме созданных юридических лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юридических лиц). Исключением из этого правила являются предприятия и индивидуальные предприниматели деятельность которых связана с: обращением и функционированием взрывчатых веществ; в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением; атомной энергией, радиоактивными веществами; деятельностью физических и юридических лиц, занятых в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением.

      Внеплановой проверкой является проверка, назначаемая по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения проверки в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта), с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

        Основаниями внеплановой проверки являются:

 - контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате предыдущей проверки;
 - обращения работников по фактам нарушениях их прав;

 - поручения органов прокуратуры по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью работника, окружающей среде и законным интересам работника, государства;

- обращения государственных органов по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам работника, государства;

- повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой;

- поручение органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (например, в случае несчастного случая на производстве).

      Изменились и сроки проведения проверки. Так, срок проведения проверки не должен превышать для субъектов микропредпринимательства – пять рабочих дней, для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также проверяемых субъектов, не являющихся субъектами частного предпринимательства – тридцать рабочих дней.

      Исключение составляют случаи проверок, соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан в части безопасности и охраны труда на строительных объектах, для которых с учетом отраслевой особенности установлены следующие сроки проведения проверок:
     - относящихся к технически сложным объектам – не более пяти рабочих дней и с продлением до пяти рабочих дней;

      - не относящихся к технически сложным объектам, – не более четырех часов рабочего дня и с продлением до восьми часов рабочего дня.
      При необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем органа контроля и надзора (либо лицом, его замещающим) на срок не более тридцати рабочих дней, за исключением двух вышеназванных случаев.

       В случае продления сроков проверки государственный орган в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении проверки с регистрацией в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.

       Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца. При этом, в случаях необходимости получения сведений и документов от иностранных государств, имеющих существенное значение в рамках проводимой проверки, проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз на сроки свыше 30 дней, срок проведения проверки приостанавливается до получения необходимых сведений либо до выполнения исследований и/или экспертиз.

       В случае приостановки и продления срока проверки уведомление проверяемого субъекта о приостановлении либо возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки с уведомлением уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам. Также при приостановлении или возобновлении проверки выносится акт о приостановлении либо возобновлении проверки.

       Срок проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.

       Повторное проведение проверки проверяемого субъекта, по которому проверка была приостановлена и не возобновлена в установленные сроки, не допускается.

      Проверка начинается с акта о назначении проверки, в котором обязательно должно быть указано: его номер и дата; наименование государственного органа проводящего проверку; фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки; сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки; наименование проверяемого субъекта или фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) физического лица, в отношении которого назначено проведение проверки, его место нахождения, идентификационный номер, участок территории; предмет назначенной проверки; срок проведения проверки; правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; проверяемый период; права и обязанности проверяемого субъекта; подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа .

        Сам акт о назначении проверки, за исключением внеплановых проверок по соблюдению требований в области безопасности и охраны труда государственной инспекции труда в случае возникновения угрозы жизни и здоровью работников, в обязательном порядке регистрируется в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам (ЦПСиИ при Генеральной прокуратуре РК и в ее территориальных подразделениях) до ее начала. Следует отметить, что наличие регистрации акта проверки не является доказательством законности такой проверки.

        В случае, проведения проверки во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни) в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий для закрепления доказательств, регистрация актов о назначении проверок в течение следующего рабочего дня после начала проверки.

       Теперь, что касается непосредственно порядка проведения проверки. В случаях проведения проверки по особому порядку проведения проверок на основе оценки степени риска и выборочной проверки проверяемого обязаны в письменном виде уведомить о дате начала проверки не менее чем за 30 календарных дней до начала самой проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки. При внеплановой проверке уведомить обязаны не менее чем за сутки до начала проверки (это правило не действует в чрезвычайных случаях, о которых упоминалось выше).

     Все виды проверок должны проводиться в дневное время, согласно установленного внутреннего распорядка на проверяемом предприятии. Однако, в исключительных случаях допускается проведение внеплановых проверок в ночное время.

       Проверяющий обязан предъявить: акт о назначении проверки с отметкой о регистрации в ЦПСиИ; служебное удостоверение; при необходимости разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов; медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов, выданный в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения; проверочный лист с указанием пунктов требований, подлежащих проверке. Началом проведения проверки считается дата вручения проверяемому акта.

      Не стоит отказываться от принятия акта или препятствовать доступу проверяющего. В этом случае составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом органа, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта.

      Уполномоченное лицо проверяемого субъекта вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение о причине отказа. Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.
      Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в акте о назначении проверки. При этом состав должностных лиц, проводящих проверку, может изменяться по решению проверяющего органа, о чем уведомляются проверяемый и ЦПСиИ. Это должно быть сделано до начала участия в проверке лиц, не указанных в первоначальном акте, а также должны быть указаны причины замены.

       Изменились права и обязанности государственных инспекторов труда. В частности государственный инспектор труда вправе:

     1) беспрепятственно посещать организации и предприятия в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан;
     2) осуществлять иные формы контроля с посещением субъекта контроля;
     3) запрашивать и получать от работодателей, работников (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на них функций;
     4) выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания, заключения, а также составлять протоколы и постановления об административных правонарушениях, налагать административные взыскания;
     5) давать разъяснения по вопросам, входящим в их компетенцию;
     6) приостанавливать (запрещать) деятельность организаций, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и эксплуатацию оборудования, механизмов при выявлении их несоответствия требованиям нормативных правовых актов о безопасности и охране труда на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд;
     7) запрещать выдачу и использование на рабочих местах специальной одежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих установленным для них требованиям;
     8) изымать для анализа образцы специальной одежды, используемые или обрабатываемые материалы и вещества, с уведомлением об этом работодателя (его представителя) и составлением соответствующего акта;
     9) расследовать в установленном порядке несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью;
     10) выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания на отстранение от работы работников, не прошедших обучение, инструктирование, проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда, а также на привлечение виновных лиц к ответственности;
     11) направлять в соответствующие правоохранительные органы и суды информацию, исковые требования и иные материалы по фактам нарушений трудового законодательства Республики Казахстан, неисполнения работодателями актов государственных инспекторов труда;
     12) участвовать в проверке знаний по безопасности и охране труда;
     13) проводить проверку на предмет соблюдения работодателями порядка и условий привлечения иностранной рабочей силы, установленных 
законодательством Республики Казахстан о занятости населения и законодательством Республики Казахстан в области миграции населения;
     14) осуществлять контроль за полнотой и достоверностью ведения работодателем внутреннего контроля по безопасности и охране труда;
     15) взаимодействовать с гражданами и представителями работников при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;
     16) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан
.

      Теперь об обязанностях. Государственный инспектор труда обязан:

1) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;

2) своевременно и качественно проводить проверки по соблюдению трудового законодательства Республики Казахстан;
3) информировать работодателей (их представителей) о выявленных нарушениях трудового законодательства Республики Казахстан в целях принятия мер по их устранению;
4) своевременно рассматривать обращения работников и работодателей по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан;
5) выявлять причины и обстоятельства, приводящие к нарушениям трудового законодательства Республики Казахстан, давать рекомендации по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав;
6) принимать участие в расследованиях несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;
7) осуществлять сбор, анализ и обобщение причин нарушений трудового законодательства, участвовать в разработке и принятии мер по реализации мероприятий, направленных на усиление работы по предупреждению нарушений трудового законодательства Республики Казахстан;
8) не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с выполнением трудовых обязанностей;
9) проводить разъяснительную работу по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан.

         Претерпели изменения права и обязанности проверяемого. Проверяемый имеет право:

1) не допускать к проверке должностных лиц органов контроля и надзора, прибывших для проведения проверки на объект, в случаях:
      несоблюдения периодичности проведения проверок по особому порядку проведения проверок и выборочных проверок;

превышения либо истечения указанных в акте о назначении проверки сроков, не соответствующих срокам, установленным настоящим Кодексом;
      назначения проверяющим органом проверки в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу за один и тот же период;
      назначения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом 1) 
пункта 3 статьи 144 Предпринимательского Кодекса, если предшествующей проверкой не были выявлены нарушения;

отсутствия информации и документов, предусмотренных статьями 141143 и пунктом 1 статьи 146 Предпринимательского Кодекса;
      назначения проверки за период, выходящий за рамки промежутка времени, указанного в заявлении или сообщении о совершенных либо готовящихся уголовных правонарушениях, в иных обращениях о нарушениях прав и законных интересов физических, юридических лиц;
      поручения проведения проверки лицам, не имеющим на то соответствующих полномочий;
      указания в одном акте о назначении проверки нескольких проверяемых субъектов, подвергаемых проверке;

продления сроков проверки свыше установленного срока;
      грубых нарушений требований;
      2) не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте;
      3) обжаловать акт о назначении проверки, акт о результатах проверки и действия (бездействие) должностных лиц государственных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан;
      4) не исполнять не основанные на законе запреты органов контроля и надзора или должностных лиц, ограничивающие деятельность проверяемых субъектов;
      5) фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица;

6) привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях представления своих интересов и прав, а также осуществления третьими лицами действий, предусмотренных подпунктом 5.

Обязанности проверяемого:

1) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц органов контроля и надзора на территорию и в помещения проверяемого субъекта;
      2) с соблюдением требований по охране коммерческой, налоговой либо иной тайны представлять должностным лицам проверяющих органов документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;

3) сделать отметку о получении на втором экземпляре акта о назначении проверки;
      4) сделать отметку о получении на втором экземпляре акта о результатах проведенной проверки в день ее окончания;

5) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период осуществления проверки,

6) обеспечить безопасность лиц, прибывших для проведения проверки на объект, от вредных и опасных производственных факторов воздействия в соответствии с установленными для данного объекта нормативами;
      7) в случае получения уведомления находиться на месте нахождения проверяемого объекта в назначенные сроки проверки.

      К актам государственного инспектора труда в новом Кодексе добавился еще один пункт и теперь по результатам проверки могут быть вынесены:

1) предписание:

об устранении нарушений требований трудового законодательства;

о проведении профилактических работ по безопасности и охране труда на производственных объектах и оборудовании,;

о запрещении (приостановлении) эксплуатации отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудования либо деятельности организации в целом. При этом акт о запрещении (приостановлении) деятельности организации действует до вынесения судебного решения;

2) протокол об административном правонарушении;

3) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

4) постановление по делу об административном правонарушении;

5) заключение государственного инспектора труда.

Акты составляются в двух экземплярах, один из которых под роспись вручается работодателю. Они обязательны для исполнения должностными, физическими и юридическими лицами.

           Работодатель вправе обжаловать решение инспектора по труду в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо непосредственно в суд. Срок на обжалование определяется гражданско-процессуальным и/или административным законодательством.

         И в заключении отмечу особенности такой формы контроля, как «посещение субъекта», которая имеет свои особенности. В частности:

Посещение осуществляется в рабочее время субъекта контроля, установленное правилами трудового распорядка. Поэтому если у работодателя предусмотрена работа в ночное время, то посещение может проводиться и ночью.

Срок посещения субъекта контроля не должен превышать три рабочих дня.
         По результатам посещения субъекта контроля государственным инспектором труда составляется акт о результатах посещения в двух экземплярах с обязательным разъяснением субъекту контроля порядка устранения выявленных в результате посещения нарушений.
В акте о результатах посещения указываются: дата, время и место составления акта; наименование органа контроля; фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) государственного инспектора труда, проводившего посещение; наименование или фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) посещаемого субъекта контроля, должность представителя физического или юридического лица, присутствовавшего при посещении; дата, место и период посещения; сведения о результатах посещения, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом представителя посещаемого субъекта контроля, а также лиц, присутствовавших при посещении, их подписи или отказ от подписи; подпись государственного инспектора труда, проводившего посещение.

К акту прикладываются письменные замечания и/или возражения посещаемого (его представителя), если такие замечания и возражения имеются. При этом в акте делается соответствующая отметка.
      Один экземпляр акта о результатах посещения вручается физическому лицу или руководителю юридического лица либо их представителям для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.
      В случае выявления нарушений требований трудового законодательства и в целях их устранения выносится предписание без возбуждения дела об административном правонарушении.

По выявленным в результате посещения нарушениям посещаемый обязан не позднее десяти рабочих дней с момента получения предписания предоставить информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.
      Государственные инспекторы труда обязаны в книге учета посещений и проверок проверяемых субъектов произвести запись о проводимых действиях с указанием фамилий, должностей и данных, изложенных в акте.
     Особенностью посещения субъекта контроля является то, что при этой форме контроля не требуются предварительное уведомление работодателя и регистрация в ЦПСиИ.

Посещение субъекта контроля осуществляется на основании критериев, утверждаемых совместно уполномоченным государственным органом по труду и уполномоченным органом по предпринимательству, и списков посещений субъекта контроля, формируемых на квартал (полугодие, год) по результатам проводимого анализа и оценки.